Выпуск #6/2024
А.И.Ахметова, Т.О.Советников, Л.Н.Оболенская, И.В.Яминский
"ФЕМТОСКАН ОНЛАЙН" В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСЧИТАТЬ, ИЗМЕРИТЬ И ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ
"ФЕМТОСКАН ОНЛАЙН" В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОСЧИТАТЬ, ИЗМЕРИТЬ И ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ
Просмотры: 938
Получено: 5.08.2024 г. | Принято: 9.08.2024 г. | DOI: https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398
Научная статья
"ФЕМТОСКАН ОНЛАЙН" В НАУЧНОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОСЧИТАТЬ, ИЗМЕРИТЬ И ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ
А.И.Ахметова1, 2, к.ф.-м.н., науч. сотр., ORCID: 0000-0002-5115-8030
Т.О.Советников1, 2, 3, асп., инж., пед. доп. обр., ORCID: 0000-0001-6541-8932
Л.Н.Оболенская3, 4, к.х.н., учит., инж., ORCID: 0009-0002-2347-2353
И.В.Яминский1, 2, д.ф.-м.н., проф., ген. дир., ORCID: 0000-0001-8731-3947 / yaminsky@nanoscopy.ru
Аннотация. ПО "ФемтоСкан Онлайн" используется для обработки данных атомно-силовой, оптической и электронной микроскопии. Но это вовсе не значит, что его применяют исключительно в научных или производственных целях. Удобный программный интерфейс, яркие цветовые палитры и наглядное представление данных позволяет обучать и школьников основам физики объектов нанометрового масштаба. Красочные изображения становятся особенно интересны, если палитру создавал сам школьник. Простая подготовка образцов и понятный алгоритм обработки данных делают ПО незаменимым инструментом в современном образовании, что успешно применяют на занятиях по химии и в рамках проектной деятельности учащихся в школе № 2065.
Ключевые слова: обработка и анализ данных, атомно-силовая микроскопия, сканирующая зондовая микроскопия, бионаноскопия
Для цитирования: А.И. Ахметова, Т.О. Советников, Л.Н. Оболенская, И.В. Яминский. "ФемтоСкан онлайн" в научной и образовательной деятельности: посчитать, измерить и визуализировать. НАНОИНДУСТРИЯ. 2024. Т. 17. № 6. С. 392–398. https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398.
Received: 5.08.2024 | Accepted: 9.08.2024 | DOI: https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398
Original paper
FEMTOSCAN ONLINE SOFTWARE IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES: COUNT, MEASURE AND VISUALIZE
A.I.Akhmetova1, 2, Cand. of Sci. (Physics and Mathematics), Researcher, ORCID: 0000-0002-5115-8030
T.O.Sovetnikov1, Postgraduate, Engineer, Add. Ed. Teacher, ORCID: 0000-0001-6541-8932
L.N.Obolenskaya3, 4, Cand. of Sci. (Chemistry), Chemistry teacher, Engineer, ORCID: 0009-0002-2347-2353
I.V.Yaminsky1, 2, Doct. of Sci. (Physics and Mathematics), Prof., Director, ORCID: 0000-0001-8731-3947 /
yaminsky@nanoscopy.ru
Abstract. FemtoScan Online software is used to process data from atomic force, optical and electron microscopy. But this does not mean that it is used exclusively for scientific or industrial purposes. A convenient software interface, bright color palettes and visual representation of data allows you to teach schoolchildren the basics of physics of nanometer-scale objects. Colorful images become especially interesting if the palette was prepared by the schoolchildren himself. Simple sample preparation and a clear data processing algorithm make the software an indispensable tool in modern education, which is successfully used in chemistry and within the framework of students' project activities classes at school No. 2065.
Keywords: data processing and analysis, atomic force microscopy, scanning probe microscopy, bionanoscopy
For citation: A.I. Akhmetova, T.O. Sovetnikov L.N. Obolenskaya, I.V. Yaminsky. FemtoScan online software in scientific and educational activities: count, measure and visualize. NANOINDUSTRY. 2024. Vol. 17. No. 6. PP. 392–398. https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398.
ВВЕДЕНИЕ
Проект по применению программного обеспечения "ФемтоСкан Онлайн" разработан для широкого использования инициативными преподавателями в качестве дополнительного обучения школьников всех возрастов. Школьники могут наглядно представить объекты, с которыми сталкиваются в школьной программе на уроках физики – поверхности материалов, наночастицы, атомы; химии – реакции на поверхности, окисление, коррозия и др.; биологии – кишечная палочка, вирус, нейроны, стволовые и опухолевые клетки, ДНК и РНК [1].
С помощью программного обеспечения ученики смогут изучить объекты наномира: атомную решетку различных материалов (графита, золота и т.д.), биомолекулы, вирусы растений, клетки высших организмов, бактерии, современные наноматериалы, научатся взаимодействовать с программным обеспечением, используемом в реальной научной работе и в промышленности. Использование программного обеспечения "ФемтоСкан Онлайн" уже апробировано на базе Университетской гимназии МГУ, ГБОУ Школы № 2065 и в созданном нами при поддержке правительства Москвы ЦМИТ "Нанотехнологии" физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
"ФемтоСкан Онлайн" позволяет проанализировать 3D-изображения, полученные с помощью атомно-силовой, электронной и оптической микроскопии. Для каждого из объектов исследования в зондовой микроскопии можно посчитать геометрические размеры объекта, шероховатость поверхности, периметр, площадь, объем, построить сечение и измерить углы, и даже создать собственную короткометражку с пролетом над поверхностью. Таким образом, школьники могут не только наглядно представить объекты, с которыми сталкиваются в школьной программе на уроках физики, химии и биологии, но и подготовить собственный научный проект и принять участие в конкурсах и конференциях.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В одной из работ со школьниками исследовались характеристики новых недорогих и безопасных индикаторов "свет – время – температура" для продукции фармацевтической и пищевой промышленности. Для этого были получены и охарактеризованы стабильные золи наночастиц диоксида титана, модифицированных пероксокомплексами титана (IV). Электронная абсорбционная спектроскопия, динамическое рассеяние света, сканирующая зондовая микроскопия и экспериментальные кинетические данные показывают, что, варьируя условия синтеза и, следовательно, стабильность пероксокомплексов Ti (IV), можно обеспечить симбатность их обесцвечивания с деградацией конкретного меченого объекта после истечения срока годности и/или при несоблюдении требуемых температурных условий и/или при хранении на свету. Наиболее важным результатом данного исследования является то, что были обнаружены корреляции между условиями модификации золей пероксида титана, их оптическими свойствами, морфологией полученных из них пленок и кинетикой их обесцвечивания при освещении [2].
Другой пример – придание биосовместимости и коррозионной стойкости титановым штифтам для имплантов. Существуют две проблемы, связанные с титановыми имплантами (наиболее используемыми благодаря химической стойкости и механической прочности Ti). Первая проблема – значительное различие физико-химических и механических свойств костной ткани и титана, которое вызывает активное отторжение у организма человека. Поэтому необходимо создать переходный слой между титаном и костной тканью, улучшающий остеоинтеграцию. Вторая проблема – возможность химической и биодеградации поверхности титана. Она приводит к необходимости замены титановых имплантов. Это тоже решаемо с помощью нанесения покрытия, улучшающего стойкость поверхности импланта. Для решения обеих этих проблем нам идеально подходит ГА (гидроксиапатит), но новая проблема возникает при нанесении ГА, даже наноразмерного, на поверхность титана, так как он не схож с любым металлом, а значит его пленка непрочна. Мы впервые придумали сделать связующим слоем нано-TiO2, полученный из сульфата титанила.
С помощью массивов данных, визуализированных и обработанных с помощью "ФемтоСкан Онлайн", было установлено, что толщина двойного слоя нано-TiO2 (анатаза) + нано-гидроксиапатит на отшлифованной титановой пластине меньше, чем суммарная толщина каждой из этих нанопленок (рис.1, 2), нанесенных по отдельности.
На рис.1 видно, что рельеф слоя гидроксиапатита характеризуется перепадом высот до 300 нм.
Чтобы оценить толщину двойного нанопокрытия, а не только перепад высот, зубочисткой была линейно поцарапана часть напыления с последующим сканированием участка на АСМ (рис.3). Изображение получено в контактном режиме: высота ступени составила около 250−300 нм по данным сечения.
Также примечательно, что это ПО можно применять для мониторинга травления деталей LEGO MINDSTORMS® из ABS, применяемых в конструировании старшеклассниками робоустановок для синтеза и изучения нанообъектов [3]. По таблице [4] был выбран растворитель, наиболее опасный для ABS – уксусная кислота. Одна из однотипных деталей была отсканирована без всякой обработки (рис.4). Снимки получены в резонансном режиме на микроскопе "ФемтоСкан", кантилевер NSG10. На полученных кадрах топографии образца наблюдаем достаточно ровную поверхность детали. Из особенностей рельефа стоит отметить продолговатые рытвины (впадины) длиной 200–400 нм и шириной/глубиной в среднем около 150 нм. Также на поверхности присутствуют в небольшом количестве "мусорные" объекты с латеральными размерами от 100 до 200 нм и высотой 50–150 нм, а также их агрегаты средних и относительно крупных размеров.
Вторая деталь была отсканирована после 2 ч работы в качестве лопасти мешалки, вращавшейся (150 об/мин) в "ледяной" уксусной кислоте 2 ч (рис.5). На полученных кадрах в большом количестве наблюдаем выпавшие в осадок на поверхности детали наночастицы латеральным размером около 100 нм и высотой от 30 до 60 нм, а также их агрегаты. Отчетливо видно, как частицы и агрегаты собираются в области рытвин и других особенностей рельефа исходной детали.
После аналогичного перемешивания в течение 4 ч наблюдаются (рис.6) выпавшие в осадок на поверхности детали наночастицы с латеральным размером около 150 нм и высотой от 40 до 60 нм, а также их агрегаты преимущественно крупных размеров в несколько сотен нанометров. Частицы и агрегаты все так же собираются в области неровностей поверхности исходной детали.
Четвертая деталь из той же серии была отсканирована после синтеза наномагнетита, в ходе которого она выступала лопастью верхнеприводной мешалки. На полученных кадрах топографии детали наблюдается (рис.7) перепад высот до 900 нм по сравнению с предыдущими образцами деталей. На поверхности присутствуют наночастицы с латеральными размерами от 100 до 150 нм и высотой 30–60 нм, а также их агрегаты средних и относительно крупных размеров. Частицы и агрегаты собираются в области впадин и других особенностей рельефа исходной детали.
ВЫВОДЫ
Таким образом, ПО "ФемтоСкан Онлайн" может использоваться для обработки данных на уроках химии и физики, подготовки конкурсных проектов школьников, участия в конференциях и олимпиадах. Эти данные всегда будут уникальны, и школьники будут максимально вовлечены в процесс исследования на безопасном уровне, так как обрабатывать полученные изображения и интерпретировать их будут самостоятельно.
На физическом факультете МГУ в Центре молодежного инновационного творчества "Нанотехнологии" мы также активно занимаемся со школьниками изучением объектов наномира. Использование "ФемтоСкан Онлайн" предполагает интерактивное участие ребят в выборе объектов исследования, разработке оригинальной цветовой палитры, видеороликов, презентаций при выполнении самостоятельных исследований. Для каждой школы, обратившейся к нам, мы предоставляем бесплатно пакет ПО "ФемтоСкан Онлайн", атлас изображений и набор задач по обработке, построению и анализу данных. Таким образом, трехмерные картинки станут доступными для исследования любому школьнику.
ИНФОРМАЦИЯ О РЕЦЕНЗИРОВАНИИ
Редакция благодарит анонимного рецензента (рецензентов) за их вклад в рецензирование этой работы, а также за размещение статей на сайте журнала и передачу их в электронном виде в НЭБ eLIBRARY.RU.
Декларация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов или личных отношений, которые могли бы повлиять на работу, представленную в данной статье.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
Yaminsky I.V. FemtoScan online software: from middle to high school. NANOINDUSTRY. 2024. Vol. 17. No. 5. PP. 276–280. https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.5.276.280
Yaminsky I.V., Akhmetova A.I., Kur’yakov V.N. et al. Hydrosols of Titanium Dioxide Nanoparticles Containing Ti(IV) Peroxo Complexes: Modification, Optical Properties, Morphology, and Bleaching Kinetics. Inorg Mater. 2020. No. 56. PP. 1159–1166. https://doi.org/10.1134/S0020168520110175
Kolyasnikov O.V., Gilev A.S., Obolenskaya L.N. Digitalization of a school chemical experiment as a way to expand the range of possible activities // Collection of abstracts. Science and universities chemical education: problems and solutions. Proceedings of the VII International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of SUHPU, Faculty of Natural Sciences and Technology and Department of Chemistry, Ecology and Methods of Teaching Chemistry. Chelyabinsk. 2024. PP. 254–258.
Электронный источник: Chemical resistance table URL: https://alart.su/upload/himstojkost/081120_cf_himstojkost.pdf. (Дата подачи: 03.09.24).
Научная статья
"ФЕМТОСКАН ОНЛАЙН" В НАУЧНОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПОСЧИТАТЬ, ИЗМЕРИТЬ И ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ
А.И.Ахметова1, 2, к.ф.-м.н., науч. сотр., ORCID: 0000-0002-5115-8030
Т.О.Советников1, 2, 3, асп., инж., пед. доп. обр., ORCID: 0000-0001-6541-8932
Л.Н.Оболенская3, 4, к.х.н., учит., инж., ORCID: 0009-0002-2347-2353
И.В.Яминский1, 2, д.ф.-м.н., проф., ген. дир., ORCID: 0000-0001-8731-3947 / yaminsky@nanoscopy.ru
Аннотация. ПО "ФемтоСкан Онлайн" используется для обработки данных атомно-силовой, оптической и электронной микроскопии. Но это вовсе не значит, что его применяют исключительно в научных или производственных целях. Удобный программный интерфейс, яркие цветовые палитры и наглядное представление данных позволяет обучать и школьников основам физики объектов нанометрового масштаба. Красочные изображения становятся особенно интересны, если палитру создавал сам школьник. Простая подготовка образцов и понятный алгоритм обработки данных делают ПО незаменимым инструментом в современном образовании, что успешно применяют на занятиях по химии и в рамках проектной деятельности учащихся в школе № 2065.
Ключевые слова: обработка и анализ данных, атомно-силовая микроскопия, сканирующая зондовая микроскопия, бионаноскопия
Для цитирования: А.И. Ахметова, Т.О. Советников, Л.Н. Оболенская, И.В. Яминский. "ФемтоСкан онлайн" в научной и образовательной деятельности: посчитать, измерить и визуализировать. НАНОИНДУСТРИЯ. 2024. Т. 17. № 6. С. 392–398. https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398.
Received: 5.08.2024 | Accepted: 9.08.2024 | DOI: https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398
Original paper
FEMTOSCAN ONLINE SOFTWARE IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES: COUNT, MEASURE AND VISUALIZE
A.I.Akhmetova1, 2, Cand. of Sci. (Physics and Mathematics), Researcher, ORCID: 0000-0002-5115-8030
T.O.Sovetnikov1, Postgraduate, Engineer, Add. Ed. Teacher, ORCID: 0000-0001-6541-8932
L.N.Obolenskaya3, 4, Cand. of Sci. (Chemistry), Chemistry teacher, Engineer, ORCID: 0009-0002-2347-2353
I.V.Yaminsky1, 2, Doct. of Sci. (Physics and Mathematics), Prof., Director, ORCID: 0000-0001-8731-3947 /
yaminsky@nanoscopy.ru
Abstract. FemtoScan Online software is used to process data from atomic force, optical and electron microscopy. But this does not mean that it is used exclusively for scientific or industrial purposes. A convenient software interface, bright color palettes and visual representation of data allows you to teach schoolchildren the basics of physics of nanometer-scale objects. Colorful images become especially interesting if the palette was prepared by the schoolchildren himself. Simple sample preparation and a clear data processing algorithm make the software an indispensable tool in modern education, which is successfully used in chemistry and within the framework of students' project activities classes at school No. 2065.
Keywords: data processing and analysis, atomic force microscopy, scanning probe microscopy, bionanoscopy
For citation: A.I. Akhmetova, T.O. Sovetnikov L.N. Obolenskaya, I.V. Yaminsky. FemtoScan online software in scientific and educational activities: count, measure and visualize. NANOINDUSTRY. 2024. Vol. 17. No. 6. PP. 392–398. https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.6.392.398.
ВВЕДЕНИЕ
Проект по применению программного обеспечения "ФемтоСкан Онлайн" разработан для широкого использования инициативными преподавателями в качестве дополнительного обучения школьников всех возрастов. Школьники могут наглядно представить объекты, с которыми сталкиваются в школьной программе на уроках физики – поверхности материалов, наночастицы, атомы; химии – реакции на поверхности, окисление, коррозия и др.; биологии – кишечная палочка, вирус, нейроны, стволовые и опухолевые клетки, ДНК и РНК [1].
С помощью программного обеспечения ученики смогут изучить объекты наномира: атомную решетку различных материалов (графита, золота и т.д.), биомолекулы, вирусы растений, клетки высших организмов, бактерии, современные наноматериалы, научатся взаимодействовать с программным обеспечением, используемом в реальной научной работе и в промышленности. Использование программного обеспечения "ФемтоСкан Онлайн" уже апробировано на базе Университетской гимназии МГУ, ГБОУ Школы № 2065 и в созданном нами при поддержке правительства Москвы ЦМИТ "Нанотехнологии" физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
"ФемтоСкан Онлайн" позволяет проанализировать 3D-изображения, полученные с помощью атомно-силовой, электронной и оптической микроскопии. Для каждого из объектов исследования в зондовой микроскопии можно посчитать геометрические размеры объекта, шероховатость поверхности, периметр, площадь, объем, построить сечение и измерить углы, и даже создать собственную короткометражку с пролетом над поверхностью. Таким образом, школьники могут не только наглядно представить объекты, с которыми сталкиваются в школьной программе на уроках физики, химии и биологии, но и подготовить собственный научный проект и принять участие в конкурсах и конференциях.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В одной из работ со школьниками исследовались характеристики новых недорогих и безопасных индикаторов "свет – время – температура" для продукции фармацевтической и пищевой промышленности. Для этого были получены и охарактеризованы стабильные золи наночастиц диоксида титана, модифицированных пероксокомплексами титана (IV). Электронная абсорбционная спектроскопия, динамическое рассеяние света, сканирующая зондовая микроскопия и экспериментальные кинетические данные показывают, что, варьируя условия синтеза и, следовательно, стабильность пероксокомплексов Ti (IV), можно обеспечить симбатность их обесцвечивания с деградацией конкретного меченого объекта после истечения срока годности и/или при несоблюдении требуемых температурных условий и/или при хранении на свету. Наиболее важным результатом данного исследования является то, что были обнаружены корреляции между условиями модификации золей пероксида титана, их оптическими свойствами, морфологией полученных из них пленок и кинетикой их обесцвечивания при освещении [2].
Другой пример – придание биосовместимости и коррозионной стойкости титановым штифтам для имплантов. Существуют две проблемы, связанные с титановыми имплантами (наиболее используемыми благодаря химической стойкости и механической прочности Ti). Первая проблема – значительное различие физико-химических и механических свойств костной ткани и титана, которое вызывает активное отторжение у организма человека. Поэтому необходимо создать переходный слой между титаном и костной тканью, улучшающий остеоинтеграцию. Вторая проблема – возможность химической и биодеградации поверхности титана. Она приводит к необходимости замены титановых имплантов. Это тоже решаемо с помощью нанесения покрытия, улучшающего стойкость поверхности импланта. Для решения обеих этих проблем нам идеально подходит ГА (гидроксиапатит), но новая проблема возникает при нанесении ГА, даже наноразмерного, на поверхность титана, так как он не схож с любым металлом, а значит его пленка непрочна. Мы впервые придумали сделать связующим слоем нано-TiO2, полученный из сульфата титанила.
С помощью массивов данных, визуализированных и обработанных с помощью "ФемтоСкан Онлайн", было установлено, что толщина двойного слоя нано-TiO2 (анатаза) + нано-гидроксиапатит на отшлифованной титановой пластине меньше, чем суммарная толщина каждой из этих нанопленок (рис.1, 2), нанесенных по отдельности.
На рис.1 видно, что рельеф слоя гидроксиапатита характеризуется перепадом высот до 300 нм.
Чтобы оценить толщину двойного нанопокрытия, а не только перепад высот, зубочисткой была линейно поцарапана часть напыления с последующим сканированием участка на АСМ (рис.3). Изображение получено в контактном режиме: высота ступени составила около 250−300 нм по данным сечения.
Также примечательно, что это ПО можно применять для мониторинга травления деталей LEGO MINDSTORMS® из ABS, применяемых в конструировании старшеклассниками робоустановок для синтеза и изучения нанообъектов [3]. По таблице [4] был выбран растворитель, наиболее опасный для ABS – уксусная кислота. Одна из однотипных деталей была отсканирована без всякой обработки (рис.4). Снимки получены в резонансном режиме на микроскопе "ФемтоСкан", кантилевер NSG10. На полученных кадрах топографии образца наблюдаем достаточно ровную поверхность детали. Из особенностей рельефа стоит отметить продолговатые рытвины (впадины) длиной 200–400 нм и шириной/глубиной в среднем около 150 нм. Также на поверхности присутствуют в небольшом количестве "мусорные" объекты с латеральными размерами от 100 до 200 нм и высотой 50–150 нм, а также их агрегаты средних и относительно крупных размеров.
Вторая деталь была отсканирована после 2 ч работы в качестве лопасти мешалки, вращавшейся (150 об/мин) в "ледяной" уксусной кислоте 2 ч (рис.5). На полученных кадрах в большом количестве наблюдаем выпавшие в осадок на поверхности детали наночастицы латеральным размером около 100 нм и высотой от 30 до 60 нм, а также их агрегаты. Отчетливо видно, как частицы и агрегаты собираются в области рытвин и других особенностей рельефа исходной детали.
После аналогичного перемешивания в течение 4 ч наблюдаются (рис.6) выпавшие в осадок на поверхности детали наночастицы с латеральным размером около 150 нм и высотой от 40 до 60 нм, а также их агрегаты преимущественно крупных размеров в несколько сотен нанометров. Частицы и агрегаты все так же собираются в области неровностей поверхности исходной детали.
Четвертая деталь из той же серии была отсканирована после синтеза наномагнетита, в ходе которого она выступала лопастью верхнеприводной мешалки. На полученных кадрах топографии детали наблюдается (рис.7) перепад высот до 900 нм по сравнению с предыдущими образцами деталей. На поверхности присутствуют наночастицы с латеральными размерами от 100 до 150 нм и высотой 30–60 нм, а также их агрегаты средних и относительно крупных размеров. Частицы и агрегаты собираются в области впадин и других особенностей рельефа исходной детали.
ВЫВОДЫ
Таким образом, ПО "ФемтоСкан Онлайн" может использоваться для обработки данных на уроках химии и физики, подготовки конкурсных проектов школьников, участия в конференциях и олимпиадах. Эти данные всегда будут уникальны, и школьники будут максимально вовлечены в процесс исследования на безопасном уровне, так как обрабатывать полученные изображения и интерпретировать их будут самостоятельно.
На физическом факультете МГУ в Центре молодежного инновационного творчества "Нанотехнологии" мы также активно занимаемся со школьниками изучением объектов наномира. Использование "ФемтоСкан Онлайн" предполагает интерактивное участие ребят в выборе объектов исследования, разработке оригинальной цветовой палитры, видеороликов, презентаций при выполнении самостоятельных исследований. Для каждой школы, обратившейся к нам, мы предоставляем бесплатно пакет ПО "ФемтоСкан Онлайн", атлас изображений и набор задач по обработке, построению и анализу данных. Таким образом, трехмерные картинки станут доступными для исследования любому школьнику.
ИНФОРМАЦИЯ О РЕЦЕНЗИРОВАНИИ
Редакция благодарит анонимного рецензента (рецензентов) за их вклад в рецензирование этой работы, а также за размещение статей на сайте журнала и передачу их в электронном виде в НЭБ eLIBRARY.RU.
Декларация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов или личных отношений, которые могли бы повлиять на работу, представленную в данной статье.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
Yaminsky I.V. FemtoScan online software: from middle to high school. NANOINDUSTRY. 2024. Vol. 17. No. 5. PP. 276–280. https://doi.org/10.22184/1993-8578.2024.17.5.276.280
Yaminsky I.V., Akhmetova A.I., Kur’yakov V.N. et al. Hydrosols of Titanium Dioxide Nanoparticles Containing Ti(IV) Peroxo Complexes: Modification, Optical Properties, Morphology, and Bleaching Kinetics. Inorg Mater. 2020. No. 56. PP. 1159–1166. https://doi.org/10.1134/S0020168520110175
Kolyasnikov O.V., Gilev A.S., Obolenskaya L.N. Digitalization of a school chemical experiment as a way to expand the range of possible activities // Collection of abstracts. Science and universities chemical education: problems and solutions. Proceedings of the VII International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of SUHPU, Faculty of Natural Sciences and Technology and Department of Chemistry, Ecology and Methods of Teaching Chemistry. Chelyabinsk. 2024. PP. 254–258.
Электронный источник: Chemical resistance table URL: https://alart.su/upload/himstojkost/081120_cf_himstojkost.pdf. (Дата подачи: 03.09.24).
Отзывы читателей
eng


