Наноиндустрия – интегрированный комплекс, включающий: оборудование, материалы, программные средства, систему знаний, технологическую, метрологическую, информационную, организационно-экономическую культуру и кадровый потенциал, обеспечивающие производство наукоемкой продукции с нетрадиционными свойствами материалов и систем. Важным элементом его должна стать "Национальная нанотехнологическая сеть", в рамках которой сформировалось мощное образовательное направление с научно-образовательными центрами "Нанотехнологии" российских вузов.
Наноиндустрия – интегрированный комплекс, включающий: оборудование, материалы, программные средства, систему знаний, технологическую, метрологическую, информационную, организационно-экономическую культуру и кадровый потенциал, обеспечивающие производство наукоемкой продукции с нетрадиционными свойствами материалов и систем. Важным элементом его должна стать "Национальная нанотехнологическая сеть", в рамках которой сформировалось мощное образовательное направление с научно-образовательными центрами "Нанотехнологии" российских вузов.
Деятельность создаваемой в стране в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2010 года №282 "О национальной нанотехнологической сети" инфраструктуры направлена на: • формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, ориентированного на создание объектов интеллектуальной собственности; • построение эффективной системы коммерциализации таких объектов; • создание условий для масштабного наращивания продукции наноиндустрии; • вхождение российских организаций в мировой рынок высоких технологий, в том числе в рамках продажи как материальной, так и интеллектуальной продукции наноиндустрии. Построение интегрированной в мировое разделение труда отечественной наноиндустрии позволяет решать две задачи: • экономическую – повышение эффективности производства за счет минимизации сырьевой составляющей в стоимости продукта при резком возрастании интеллектуально добавленной стоимости; • социальную – сохранение и развитие "человеческого капитала" [1] как базового фактора независимости государства, обладающего экономическими, научно-техническими и кадровыми ресурсами для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и обеспечивающего для своих граждан современный уровень образовательных услуг и "комфортную" среду проживания.
На основании Приказа Минобрнауки России от 7 августа 2011 года, определившего правила вхождения организаций в состав ННС, одним из основных элементов создаваемой ННС являются НОЦ на базе высших учебных заведений России (всего более 40), формирующиеся за счет государственных капитальных вложений в последние пять лет в рамках ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2011 годы", а также "пилотных проектов". Характеризуя состояние образовательного направления ННС в связи с завершением первого этапа программы развития наноиндустрии в стране до 2015 года, следует отметить: • значительно обновлены основные фонды в наукоемких областях и сформированы базовые элементы [2] системы дистанционного доступа к дорогостоящему оборудованию для обеспечения его использования в режиме центров коллективного пользования; • решена задача учебно-методического обеспечения образовательного процесса по основным направлениям ННС; • созданы отдельные составляющие специализированного программно-алгоритмического обеспечения научно-образовательного процесса. В результате сформированы элементы новой технологической культуры, являющейся составной частью национальной инновационной системы. Решением совещания ректоров и руководителей НОЦ вузов по тематическим направлениям вышеназванной ФЦП (1–2 июня 2011 года, С.-Петербург) в качестве координаторов образовательной деятельности ННС рекомендованы: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ и С.-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) (рис.1). Их основные функции: • координация планов по разработке программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для наноиндустрии; • координация реализуемых участниками ННС проектов (в том числе в части международного сотрудничества) по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере нанотехнологий; • организация и мониторинг образовательной и научно-образовательной деятельности участников ННС; • обеспечение взаимодействия участников ННС с отраслевыми координаторами по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; • предоставление по запросам участникам ННС информации о результатах научно-образовательной деятельности в сети; • предоставление в рамках своей компетенции статистической, справочной и аналитической информации органам управления и координации ННС. Цель представленного материала – выработка алгоритмов сетевого взаимодействия НОЦ "Нанотехнологии" российских вузов при переходе к реализации II этапа программы развития наноиндустрии в стране до 2015 года.
Функциональная ориентация и сетевая деятельность НОЦ Конечные цели вышеназванной программы – введение в хозяйственно-экономический оборот продукции наноиндустрии и полноценное представление России наукоемкой продукции на международном рынке товаров и услуг. Для обеспечения этого необходимо создать интегрированный комплекс производственных, научных, образовательных и финансовых организаций различных форм собственности, осуществляющий целенаправленное создание наукоемкой продукции с высоким уровнем интеллектуально добавленной стоимости и не достижимыми ранее технико-экономическими показателями. Такой комплекс должен базироваться на высоком научно-образовательном потенциале государства, прорывных и прогрессивных междисциплинарных исследованиях, научно и экономически обоснованном использовании новых свойств и функциональных возможностей материалов и систем различной физико-химической природы при переходе к наномасштабам. Цель деятельности НОЦ на ближайшую перспективу может быть определена как эффективное использование инфраструктуры, учебно-методического, информационно-аналитического обеспечения и кадрового потенциала для формирования нанотехнологической культуры и производства наукоемкой продукции. Базовые составляющие сетевой деятельности НОЦ образовательного сектора ННС: • организация эффективного взаимодействия НОЦ с головными организациями ННС с целью координации деятельности в рамках тематической направленности; • развитие кооперации НОЦ в рамках образовательного сектора ННС с доминированием профессионально ориентированной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; • формирование взаимно выгодных механизмов совместной научно-образовательной деятельности вузовского сектора ННС с академическими организациями; • кооперация с организациями, обеспечивающими эффективную правовую защиту и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности; • сотрудничество с высокотехнологичными предприятиями с целью методической и профессионально-ориентированной кадровой поддержки производства наукоемкой продукции наноиндустрии, в том числе реализуемых РОСНАНО масштабных промышленных проектов. В табл.1 отражено состояние базовых элементов НОЦ "Нанотехнологии", созданных при реализации инфраструктуры ФЦП. На этом этапе вузы активно участвовали в формировании исследовательской инфраструктуры для развития основ создания и использования продукции наноиндустрии, а также образовательной инфраструктуры как базиса подготовки и переподготовки кадров для этого направления. Созданы базовые составляющие национальной инновационной научно-образовательной системы подготовки кадров в интересах наноиндустрии, объединяющие научный потенциал с передовыми учебно-методическими разработками. Система интегрирует новые знания и прогрессивные образовательные технологии, высококвалифицированные кадры, обладающие необходимыми компетенциями. Инфраструктура системы основана на взаимосвязанных блоках: • научно-практических исследований и разработок, результаты которых – научно-методический базис для профессионально ориентированного образования [3]; • образования, отвечающего потребностям общества в совершенствовании образовательных программ, лабораторно-экспериметальной базы, программных средств и методических материалов, а также механизмов их применения для обеспечения необходимого уровня подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; • кадров, призванных обеспечивать развитие научно-педагогического потенциала вузов и иметь мотивацию для динамичного формирования новой технологической культуры и реализации междисциплинарных исследований и разработок. Системной разработки требует и интеграционный блок, обеспечивающий тесную координацию исследований, образовательного процесса и инновационной деятельности, в том числе для формирования и более эффективного использования НОЦ в структуре ННС. Эффективность функционирования НОЦ Определяя базовые принципы функционирования ННС, особое внимание следует обратить на критерии, определяющие инновационный потенциал ННС – эффективность ее функционирования. В табл.2 приведены сетевые алгоритмы и механизмов функционирования ННС. К сожалению, констатация в положении о ННС в качестве основных направлений взаимодействия ее участников, а именно "оказание услуг по предоставлению в пользование объектов приборно-инструментальной, производственно-технологической, информационно-аналитической и методической составляющих инфраструктуры" – не достаточно эффективная форма отражения кооперации в ННС. Современная инновационная сеть должна ориентироваться на создание системы поиска, отбора и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, формирование научно-технического и кадрового заделов для оперативного освоения и наращивания производства наукоемкой продукции наноиндустрии. При анализе форм сетевого взаимодействия и участия образовательного сектора ННС в программах развития отечественной наноиндустрии, наряду с позиционированием НОЦ по отдельным направлениям, представляется целесообразным определить доминирующие составляющие в их ориентации. Это позволяет построить матрицу формирования "поля профессионально-функциональной ориентации НОЦ", возможный вариант которой представлен на рис.2. Достаточно эффективна для построения алгоритмов сетевого взаимодействия НОЦ как инфраструктурных элементов ННС их специализация в рамках функциональной ориентации (табл.3). Использование НОЦ в составе ННС будет во многом определяться детализацией целевых ориентиров и алгоритмов их достижения на II этапе программы развития наноиндустрии в России. В табл.4 представлены приоритетные направления, которые могут определять облик наноиндустрии в стране на среднесрочную перспективу. Эффективность ННС и достижение выдвинутых директивных показателей развития наноиндустрии в России требуют определенных организационно-экономических условий: • доминирование при оценке наукоемкой продукции критериев "потребительских" качеств, базирующихся на ее инновационном потенциале, социальной и оборонной значимости (от стоимостных параметров к интеллектуальному потенциалу); • сбалансированность финансирования новых производственных мощностей и научно-образовательных кластеров для генерации новых идей и подготовки кадров (паритет вложений в материальную и интеллектуальную продукцию); • интеграция в мировое разделение труда при защите интеллектуальной собственности, реализованной в научно-технической продукции, создаваемой в рамках государственного финансирования (защита интеллектуального потенциала государства); • возрастание значимости интеллектуальной составляющей человеческого капитала, доминирование индивидуального профессионального фактора, социальных и мотивационных аспектов (инновации должны иметь мотивации). В целом необходимо подчеркнуть, что основными функциями НОЦ образовательного направления ННС следует считать: • развитие отечественной технологической культуры и обеспечение ее конкурентоспособности; • создание системы профессионально ориентированного образования; • научное и кадровое обеспечение выпуска инновационной продукции. Можно представить следующие риски в России при реализации II этапа работ в области наноиндустрии: • стагнация инновационных технологий (низкая эффективность экономических вложений); • снижение качества человеческого капитала (образовательного уровня и мотиваций); • заимствование базовых аппаратно-программных средств информационной инфраструктуры (угроза информационного терроризма); • искусственное ускорение технической эволюции без оценки "опасности" создаваемых материалов и процессов (стимулирование технологий, не прошедших "эволюционный отбор"). Работа выполнена в рамках ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2011 годы" по Госконтракту №16.647.11.3017 от 01.09.2011 г. "Создание в Северо-Западном Федеральном округе РФ Центра патентно-правового и методического обеспечения работ по введению в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности в сфере наноиндустрии и экспорту продукции организаций ННС".
Автор выражает благодарность сотрудникам Министерства образования и науки РФ А.Г.Савченко, О.Д.Анашиной, А.А.Шмакову и А.А.Малахову за плодотворную совместную работу и помощь при подготовке материалов данной статьи.
Литература 1. Лучинин В.В. Инженерная деятельность в области нанотехнологий. В кн.: "История инженерной деятельности и философия инженерной реальности"./Под ред. Котенко В.П. – С.-Пб, Технолит, 2010. 2. Иванов А., М.Кузнецова, Лучинин В., Панин А., Перепеловский В., Шкловер В. Дистанционный доступ к многофункциональному аналитико-технологическому комплексу. – Наноиндустрия, 2011, №4, с. 56–61. 3. ИвановА., КорляковА., Лучинин В., Таиров Ю. Профессионально-ориентированное кадровое обеспечение наноиндустрии. – Наноиндустрия, 2009, №4, с. 76–81.