Акцент в программе III Конгресса предприятий наноиндустрии был сделан на проблемах государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, привлечения инвестиций в наноиндустрию, продвижения нанотехнологической продукции и ее внедрения в крупных государственных корпорациях. Участники конгресса приняли резолюцию, в которой нашли отражение основные проблемы и задачи российской наноиндустрии, а также пути их решения.
Акцент в программе III Конгресса предприятий наноиндустрии был сделан на проблемах государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, привлечения инвестиций в наноиндустрию, продвижения нанотехнологической продукции и ее внедрения в крупных государственных корпорациях. Участники конгресса приняли резолюцию, в которой нашли отражение основные проблемы и задачи российской наноиндустрии, а также пути их решения.
Наноиндустрия может считаться одним из приоритетных направлений развития российской инновационной экономики. По данным ФИОП, объем годового производства наноиндустрии превышает 520 млрд. руб., причем более 18% нанотехнологической продукции (на сумму более 94 млрд. руб.) экспортируется из страны. Инновационный характер нанотехнологических компаний подтверждается объемами расходов на НИОКР, который превышает 24,5 млрд. руб. в год, что составляет 4,5% от доходов и соответствует показателям ведущих мировых инновационных компаний (в среднем российские компании тратят на НИОКР 0,5% от выручки). Таким образом, можно прогнозировать, что при соответствующей поддержке со стороны государства российские нанотехнологические компании способны на равных конкурировать с иностранными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Проблемы и задачи По мнению участников конгресса, развитие российской наноиндустрии тормозят следующие проблемы: недостаток у предприятий компетенций и ресурсов в продвижении продукции, в том числе при работе с крупными государственными корпорациями;
слабое развитие инжиниринга производственных процессов; низкий уровень отечественного технологического оборудования и недостаток системных механизмов стимулирования локализации производства оборудования зарубежными компаниями; высокая стоимость заемных средств на НИОКР и развитие производства; недостаток квалифицированных инженерно-технических кадров; недоступность для малых и средних инновационных компаний механизмов поддержки экспортной деятельности; слабое нормативно-техническое обеспечение производства и реализации нанотехнологической продукции; несовершенное таможенное законодательство; слабая информационная поддержка федеральных и региональных программ поддержки инновационных компаний и импортозамещения. Для решения перечисленных проблем необходимо снятие административных барьеров и расширение взаимодействия инновационного бизнес-сообщества с органами государственной власти и институтами развития, в том числе путем активного участия нанотехнологических компаний в обсуждении проектов нормативно-правовых документов. Развитию наноиндустрии будут способствовать оптимизация механизмов закупок отечественной инновационной продукции в системе государственного заказа и крупнейшими государственными корпорациями, совершенствование нормативно-технических инструментов для упрощения выхода на рынок инновационной продукции, развитие инструментов государственной поддержки инновационных компаний, в том числе через механизмы поощрения экспорта инновационной продукции и импортозамещения, обеспечение условий для повышения кадрового потенциала предприятий наноиндустрии, а также совершенствование системы налогового регулирования в целях стимулирования инвестиций в передовые технологии. Развитие кооперации Важный ресурс отрасли – кооперация между ее субъектами в различных областях деятельности. Совместное участие в программах поддержки инновационных предприятий, реализуемых органами государственной власти и институтами развития, открывает новые возможности для развития бизнеса. В частности, производители нанотехнологической продукции могут более рационально использовать сформированную государственными институтами развития инфраструктуру стимулирования спроса на инновации. Также требуется совместная выработка единого формата сбора и накопления данных об инновационной продукции и технологиях для формирования консолидированных предложений в рамках различных программ продвижения инновационной продукции (импортозамещения, программ Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, региональных и отраслевых программ стимулирования спроса ФИОП, программ поддержки экспорта РВК и др.). Целесообразно расширение применения "Реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации" и повышения его эффективности. В области кадровой политики возможно совместное участие в разработке профессиональных стандартов, создании системы внешней оценки квалификаций, оценке программ образовательных учреждений. Большие возможности открывает развитие международного сотрудничества и кооперации, в частности, с организациями и предприятиями государств Евразийского экономического союза и СНГ. Участие в анализе внешнеторговой деятельности в отношении товаров, произведенных с использованием нанотехнологий и наноматериалов, позволит объективно оценить ставки ввозных таможенных пошлин и будет способствовать ликвидации барьеров в таможенно-тарифном и нетарифном регулировании. Целесообразно более активное участие предприятий наноиндустрии в разработке новых и корректировке действующих технических регламентов Таможенного союза. Особое направление кооперации связано с введением в практику знака "Российская нанотехнологическая продукция" для повышения доверия к продукции российской наноиндустрии и защиты рынка от недобросовестных производителей. В этой связи необходимо участвовать в формировании совместно с Минпромторгом плана мероприятий по продвижению данного бренда совместно с российским знаком качества. Предложения Участники конгресса приняли решение обратиться к федеральным органам власти с предложениями, направленными на поддержку наноиндустрии. В частности, для облегчения доступа инновационных компаний к системам госзаказа и закупок крупных государственных корпораций предлагаются следующие меры: формировать на отраслевом уровне и на уровне крупных компаний с государственным участием перечни приоритетных видов импортируемой продукции и оборудования, а также критических технологий, лицензии на которые российские компании вынуждены приобретать за рубежом; создать механизмы доступа российских производителей к информации о перспективных потребностях крупнейших промышленных компаний в различных отраслях промышленности; законодательно определить статус "Реестра российской инновационной продукции" и регламентировать его использование при составлении плана закупок. Обеспечить информационный обмен между веб-сайтом реестра и официальными электронными торговыми площадками, обслуживающими государственный и муниципальный заказ. Внедрить в регламенты работы электронных площадок механизмы автоматизированного доступа потенциального подрядчика к информации о перечне инновационной продукции, соответствующей теме конкурса; разработать федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие долю закупок инновационной продукции государственными компаниями и регулирующие механизмы долгосрочного планирования потребностей в инновациях; разработать показатели инновационной активности для оценки деятельности государственных компаний и их менеджмента, рассчитываемые с учетом затрат на закупки и внедрение инновационной продукции; формировать механизмы содействия российским компаниям в вопросах подтверждения качества и безопасности инновационной продукции в системах добровольной сертификации крупнейших компаний с государственным участием; обеспечить включение российской инновационной продукции и разработок в отраслевые программы импортозамещения на основе принципа "единого окна" и привлечь государственные институты развития к участию в системном решении проблем импортозамещения; разработать в формате национальных стандартов информационно-технические справочники нанотехнологий для стимулирования их внедрения в промышленность и перехода на новые принципы нормирования допустимых воздействий на окружающую среду; формировать механизмы предоставления на льготных условиях технической и организационной помощи при экспорте инновационной продукции и при продвижении отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внешние рынки; формировать механизмы субсидирования продукции наноиндустрии в целях развития внутреннего спроса и поддержки экспорта по приоритетным группам товаров; совершенствовать налоговое регулирование деятельности российских инновационных компаний, в том числе установление льготных ставок НДС при реализации нанотехнологической продукции, освобождение от налога на имущество, освобождение от НДС ввоза в Россию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, предназначенного для производства нанотехнологической продукции. Участники конгресса поддержали ряд инициатив министерств и ведомств, в том числе разработку и внедрение Минпромторгом планов импортозамещения в различных отраслях промышленности, реализацию дорожной карты Минэкономразвития "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", предложения Минэкономразвития о внесении изменений в федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О защите конкуренции" и ряд других законодательных актов, реализацию дорожной карты Министерства энергетики "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса". Первые обладатели знака "Российская нанотехнологическая продукция" В рамках конгресса состоялась торжественная церемония вручения первых знаков "Российская нанотехнологическая продукция". Этим знаком маркируется продукция, выпущенная в России с применением нанотехнологий, соответствующая требованиям в области качества и безопасности и не нарушающая прав на интеллектуальную собственность третьих лиц. Решение о присвоении знака принимает комиссия, сформированная ФИОП. Компании, продукция которых соответствует всем критериям, получают право на бессрочное безвозмездное использование знака. На церемонии соответствующие сертификаты получили 24 предприятия российской наноиндустрии.
Читайте в следующем номере: доклады III Конгресса предприятий наноиндустрии ■