Акцент в программе III Конгресса предприятий наноиндустрии был сделан на проблемах государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, привлечения инвестиций в наноиндустрию, продвижения нанотехнологической продукции и ее внедрения в крупных государственных корпорациях. Участники конгресса приняли резолюцию, в которой нашли отражение основные проблемы и задачи российской наноиндустрии, а также пути их решения.
Теги: innovations nanoindustry nanotechnology products инновации наноиндустрия нанотехнологическая продукция
Наноиндустрия может считаться одним из приоритетных направлений развития российской инновационной экономики. По данным ФИОП, объем годового производства наноиндустрии превышает 520 млрд. руб., причем более 18% нанотехнологической продукции (на сумму более 94 млрд. руб.) экспортируется из страны. Инновационный характер нанотехнологических компаний подтверждается объемами расходов на НИОКР, который превышает 24,5 млрд. руб. в год, что составляет 4,5% от доходов и соответствует показателям ведущих мировых инновационных компаний (в среднем российские компании тратят на НИОКР 0,5% от выручки). Таким образом, можно прогнозировать, что при соответствующей поддержке со стороны государства российские нанотехнологические компании способны на равных конкурировать с иностранными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Проблемы и задачи
По мнению участников конгресса, развитие российской наноиндустрии тормозят следующие проблемы:
недостаток у предприятий компетенций и ресурсов в продвижении продукции, в том числе при работе с крупными государственными корпорациями;
слабое развитие инжиниринга производственных процессов;
низкий уровень отечественного технологического оборудования и недостаток системных механизмов стимулирования локализации производства оборудования зарубежными компаниями;
высокая стоимость заемных средств на НИОКР и развитие производства;
недостаток квалифицированных инженерно-технических кадров;
недоступность для малых и средних инновационных компаний механизмов поддержки экспортной деятельности;
слабое нормативно-техническое обеспечение производства и реализации нанотехнологической продукции;
несовершенное таможенное законодательство;
слабая информационная поддержка федеральных и региональных программ поддержки инновационных компаний и импортозамещения.
Для решения перечисленных проблем необходимо снятие административных барьеров и расширение взаимодействия инновационного бизнес-сообщества с органами государственной власти и институтами развития, в том числе путем активного участия нанотехнологических компаний в обсуждении проектов нормативно-правовых документов. Развитию наноиндустрии будут способствовать оптимизация механизмов закупок отечественной инновационной продукции в системе государственного заказа и крупнейшими государственными корпорациями, совершенствование нормативно-технических инструментов для упрощения выхода на рынок инновационной продукции, развитие инструментов государственной поддержки инновационных компаний, в том числе через механизмы поощрения экспорта инновационной продукции и импортозамещения, обеспечение условий для повышения кадрового потенциала предприятий наноиндустрии, а также совершенствование системы налогового регулирования в целях стимулирования инвестиций в передовые технологии.
Развитие кооперации
Важный ресурс отрасли – кооперация между ее субъектами в различных областях деятельности. Совместное участие в программах поддержки инновационных предприятий, реализуемых органами государственной власти и институтами развития, открывает новые возможности для развития бизнеса. В частности, производители нанотехнологической продукции могут более рационально использовать сформированную государственными институтами развития инфраструктуру стимулирования спроса на инновации. Также требуется совместная выработка единого формата сбора и накопления данных об инновационной продукции и технологиях для формирования консолидированных предложений в рамках различных программ продвижения инновационной продукции (импортозамещения, программ Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, региональных и отраслевых программ стимулирования спроса ФИОП, программ поддержки экспорта РВК и др.). Целесообразно расширение применения "Реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации" и повышения его эффективности.
В области кадровой политики возможно совместное участие в разработке профессиональных стандартов, создании системы внешней оценки квалификаций, оценке программ образовательных учреждений.
Большие возможности открывает развитие международного сотрудничества и кооперации, в частности, с организациями и предприятиями государств Евразийского экономического союза и СНГ. Участие в анализе внешнеторговой деятельности в отношении товаров, произведенных с использованием нанотехнологий и наноматериалов, позволит объективно оценить ставки ввозных таможенных пошлин и будет способствовать ликвидации барьеров в таможенно-тарифном и нетарифном регулировании. Целесообразно более активное участие предприятий наноиндустрии в разработке новых и корректировке действующих технических регламентов Таможенного союза.
Особое направление кооперации связано с введением в практику знака "Российская нанотехнологическая продукция" для повышения доверия к продукции российской наноиндустрии и защиты рынка от недобросовестных производителей. В этой связи необходимо участвовать в формировании совместно с Минпромторгом плана мероприятий по продвижению данного бренда совместно с российским знаком качества.
Предложения
Участники конгресса приняли решение обратиться к федеральным органам власти с предложениями, направленными на поддержку наноиндустрии. В частности, для облегчения доступа инновационных компаний к системам госзаказа и закупок крупных государственных корпораций предлагаются следующие меры:
формировать на отраслевом уровне и на уровне крупных компаний с государственным участием перечни приоритетных видов импортируемой продукции и оборудования, а также критических технологий, лицензии на которые российские компании вынуждены приобретать за рубежом;
создать механизмы доступа российских производителей к информации о перспективных потребностях крупнейших промышленных компаний в различных отраслях промышленности;
законодательно определить статус "Реестра российской инновационной продукции" и регламентировать его использование при составлении плана закупок. Обеспечить информационный обмен между веб-сайтом реестра и официальными электронными торговыми площадками, обслуживающими государственный и муниципальный заказ. Внедрить в регламенты работы электронных площадок механизмы автоматизированного доступа потенциального подрядчика к информации о перечне инновационной продукции, соответствующей теме конкурса;
разработать федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие долю закупок инновационной продукции государственными компаниями и регулирующие механизмы долгосрочного планирования потребностей в инновациях;
разработать показатели инновационной активности для оценки деятельности государственных компаний и их менеджмента, рассчитываемые с учетом затрат на закупки и внедрение инновационной продукции;
формировать механизмы содействия российским компаниям в вопросах подтверждения качества и безопасности инновационной продукции в системах добровольной сертификации крупнейших компаний с государственным участием;
обеспечить включение российской инновационной продукции и разработок в отраслевые программы импортозамещения на основе принципа "единого окна" и привлечь государственные институты развития к участию в системном решении проблем импортозамещения;
разработать в формате национальных стандартов информационно-технические справочники нанотехнологий для стимулирования их внедрения в промышленность и перехода на новые принципы нормирования допустимых воздействий на окружающую среду;
формировать механизмы предоставления на льготных условиях технической и организационной помощи при экспорте инновационной продукции и при продвижении отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внешние рынки;
формировать механизмы субсидирования продукции наноиндустрии в целях развития внутреннего спроса и поддержки экспорта по приоритетным группам товаров;
совершенствовать налоговое регулирование деятельности российских инновационных компаний, в том числе установление льготных ставок НДС при реализации нанотехнологической продукции, освобождение от налога на имущество, освобождение от НДС ввоза в Россию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, предназначенного для производства нанотехнологической продукции.
Участники конгресса поддержали ряд инициатив министерств и ведомств, в том числе разработку и внедрение Минпромторгом планов импортозамещения в различных отраслях промышленности, реализацию дорожной карты Минэкономразвития "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", предложения Минэкономразвития о внесении изменений в федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О защите конкуренции" и ряд других законодательных актов, реализацию дорожной карты Министерства энергетики "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса".
Первые обладатели знака "Российская нанотехнологическая продукция"
В рамках конгресса состоялась торжественная церемония вручения первых знаков "Российская нанотехнологическая продукция". Этим знаком маркируется продукция, выпущенная в России с применением нанотехнологий, соответствующая требованиям в области качества и безопасности и не нарушающая прав на интеллектуальную собственность третьих лиц. Решение о присвоении знака принимает комиссия, сформированная ФИОП. Компании, продукция которых соответствует всем критериям, получают право на бессрочное безвозмездное использование знака. На церемонии соответствующие сертификаты получили 24 предприятия российской наноиндустрии.
Читайте в следующем номере: доклады III Конгресса предприятий наноиндустрии ■
Проблемы и задачи
По мнению участников конгресса, развитие российской наноиндустрии тормозят следующие проблемы:
недостаток у предприятий компетенций и ресурсов в продвижении продукции, в том числе при работе с крупными государственными корпорациями;
слабое развитие инжиниринга производственных процессов;
низкий уровень отечественного технологического оборудования и недостаток системных механизмов стимулирования локализации производства оборудования зарубежными компаниями;
высокая стоимость заемных средств на НИОКР и развитие производства;
недостаток квалифицированных инженерно-технических кадров;
недоступность для малых и средних инновационных компаний механизмов поддержки экспортной деятельности;
слабое нормативно-техническое обеспечение производства и реализации нанотехнологической продукции;
несовершенное таможенное законодательство;
слабая информационная поддержка федеральных и региональных программ поддержки инновационных компаний и импортозамещения.
Для решения перечисленных проблем необходимо снятие административных барьеров и расширение взаимодействия инновационного бизнес-сообщества с органами государственной власти и институтами развития, в том числе путем активного участия нанотехнологических компаний в обсуждении проектов нормативно-правовых документов. Развитию наноиндустрии будут способствовать оптимизация механизмов закупок отечественной инновационной продукции в системе государственного заказа и крупнейшими государственными корпорациями, совершенствование нормативно-технических инструментов для упрощения выхода на рынок инновационной продукции, развитие инструментов государственной поддержки инновационных компаний, в том числе через механизмы поощрения экспорта инновационной продукции и импортозамещения, обеспечение условий для повышения кадрового потенциала предприятий наноиндустрии, а также совершенствование системы налогового регулирования в целях стимулирования инвестиций в передовые технологии.
Развитие кооперации
Важный ресурс отрасли – кооперация между ее субъектами в различных областях деятельности. Совместное участие в программах поддержки инновационных предприятий, реализуемых органами государственной власти и институтами развития, открывает новые возможности для развития бизнеса. В частности, производители нанотехнологической продукции могут более рационально использовать сформированную государственными институтами развития инфраструктуру стимулирования спроса на инновации. Также требуется совместная выработка единого формата сбора и накопления данных об инновационной продукции и технологиях для формирования консолидированных предложений в рамках различных программ продвижения инновационной продукции (импортозамещения, программ Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, региональных и отраслевых программ стимулирования спроса ФИОП, программ поддержки экспорта РВК и др.). Целесообразно расширение применения "Реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации" и повышения его эффективности.
В области кадровой политики возможно совместное участие в разработке профессиональных стандартов, создании системы внешней оценки квалификаций, оценке программ образовательных учреждений.
Большие возможности открывает развитие международного сотрудничества и кооперации, в частности, с организациями и предприятиями государств Евразийского экономического союза и СНГ. Участие в анализе внешнеторговой деятельности в отношении товаров, произведенных с использованием нанотехнологий и наноматериалов, позволит объективно оценить ставки ввозных таможенных пошлин и будет способствовать ликвидации барьеров в таможенно-тарифном и нетарифном регулировании. Целесообразно более активное участие предприятий наноиндустрии в разработке новых и корректировке действующих технических регламентов Таможенного союза.
Особое направление кооперации связано с введением в практику знака "Российская нанотехнологическая продукция" для повышения доверия к продукции российской наноиндустрии и защиты рынка от недобросовестных производителей. В этой связи необходимо участвовать в формировании совместно с Минпромторгом плана мероприятий по продвижению данного бренда совместно с российским знаком качества.
Предложения
Участники конгресса приняли решение обратиться к федеральным органам власти с предложениями, направленными на поддержку наноиндустрии. В частности, для облегчения доступа инновационных компаний к системам госзаказа и закупок крупных государственных корпораций предлагаются следующие меры:
формировать на отраслевом уровне и на уровне крупных компаний с государственным участием перечни приоритетных видов импортируемой продукции и оборудования, а также критических технологий, лицензии на которые российские компании вынуждены приобретать за рубежом;
создать механизмы доступа российских производителей к информации о перспективных потребностях крупнейших промышленных компаний в различных отраслях промышленности;
законодательно определить статус "Реестра российской инновационной продукции" и регламентировать его использование при составлении плана закупок. Обеспечить информационный обмен между веб-сайтом реестра и официальными электронными торговыми площадками, обслуживающими государственный и муниципальный заказ. Внедрить в регламенты работы электронных площадок механизмы автоматизированного доступа потенциального подрядчика к информации о перечне инновационной продукции, соответствующей теме конкурса;
разработать федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие долю закупок инновационной продукции государственными компаниями и регулирующие механизмы долгосрочного планирования потребностей в инновациях;
разработать показатели инновационной активности для оценки деятельности государственных компаний и их менеджмента, рассчитываемые с учетом затрат на закупки и внедрение инновационной продукции;
формировать механизмы содействия российским компаниям в вопросах подтверждения качества и безопасности инновационной продукции в системах добровольной сертификации крупнейших компаний с государственным участием;
обеспечить включение российской инновационной продукции и разработок в отраслевые программы импортозамещения на основе принципа "единого окна" и привлечь государственные институты развития к участию в системном решении проблем импортозамещения;
разработать в формате национальных стандартов информационно-технические справочники нанотехнологий для стимулирования их внедрения в промышленность и перехода на новые принципы нормирования допустимых воздействий на окружающую среду;
формировать механизмы предоставления на льготных условиях технической и организационной помощи при экспорте инновационной продукции и при продвижении отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внешние рынки;
формировать механизмы субсидирования продукции наноиндустрии в целях развития внутреннего спроса и поддержки экспорта по приоритетным группам товаров;
совершенствовать налоговое регулирование деятельности российских инновационных компаний, в том числе установление льготных ставок НДС при реализации нанотехнологической продукции, освобождение от налога на имущество, освобождение от НДС ввоза в Россию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, предназначенного для производства нанотехнологической продукции.
Участники конгресса поддержали ряд инициатив министерств и ведомств, в том числе разработку и внедрение Минпромторгом планов импортозамещения в различных отраслях промышленности, реализацию дорожной карты Минэкономразвития "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", предложения Минэкономразвития о внесении изменений в федеральные законы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О защите конкуренции" и ряд других законодательных актов, реализацию дорожной карты Министерства энергетики "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса".
Первые обладатели знака "Российская нанотехнологическая продукция"
В рамках конгресса состоялась торжественная церемония вручения первых знаков "Российская нанотехнологическая продукция". Этим знаком маркируется продукция, выпущенная в России с применением нанотехнологий, соответствующая требованиям в области качества и безопасности и не нарушающая прав на интеллектуальную собственность третьих лиц. Решение о присвоении знака принимает комиссия, сформированная ФИОП. Компании, продукция которых соответствует всем критериям, получают право на бессрочное безвозмездное использование знака. На церемонии соответствующие сертификаты получили 24 предприятия российской наноиндустрии.
Читайте в следующем номере: доклады III Конгресса предприятий наноиндустрии ■
Отзывы читателей