Спецвыпуск/2019
В. В. Шпак
Микроэлектроника — локомотив опережающего развития российской промышленности
Микроэлектроника — локомотив опережающего развития российской промышленности
Просмотры: 1169
DOI: 10.22184/NanoRus.2019.12.89.17.18
УДК 338.2 DOI: 10.22184/NanoRus.2019.12.89.17.18
Микроэлектроника — локомотив опережающего развития российской промышленности
Microelectronics as a driver of advanced development of Russian industry
Шпак Василий Викторович
К. э. н.
АО «НИИМА «Прогресс»
125183, г. Москва, проезд Черепановых, 54
info@mri-progress.ru
Shpak Vasiliy V.
Ph.D in Economics
Microelectronics Research Institute PROGRESS JSC
(“PROGRESS MRI” JSC)
Cherepanovykh Lane, Moscow, , Russia
info@mri-progress.ru
В статье рассматриваются драйверы опережающего развития, формируемые микроэлектроникой как отраслью промышленности и технологической основой рынков и продуктов цифровой эпохи.
Ключевые слова: опережающее развитие; высокие технологии; суверенитет; стратегия; микроэлектроника; экосистема; перспективные рынки; цифровая экономика.
The article discusses drivers of advanced development, that are formed by microelectronics, as an industry and technological basis of markets and products of digital era.
Keywords: advanced development; high-tech technologies; sovereignty; strategy; microelectronics; ecosystem; promising markets; digital economy.
В перечне национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г. (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.) устанавливается ориентир на ускорение внедрения цифровых технологий за счет применения преимущественно отечественных разработок.
Системность решения поставленных задач по цифровизации достигается только за счет комплекса мер по развитию программного обеспечения и аппаратуры. Микроэлектроника в этом комплексе мер занимает особенно значимое место в силу предельно высокой интеллектуальной емкости и стоимости каждого усовершенствования.
Несмотря на многолетнюю паузу в активном развитии отечественной микроэлектроники, у России есть проверенный несомненный потенциал на внешнем и внутреннем рынках программно-аппаратных решений повышенной сложности для профессиональных и специальных пользователей. Возможность прорыва обеспечивается прежде всего способностью России решать такие сверхсложные задачи, как, например, индустриальный, космический, атомный и другие проекты страны. Ключевые элементы успеха такого типа проектов предполагают абсолютную мобилизацию и высший приоритет.
При этом любой из этих проектов был реализован в контексте сниженного экономического потенциала в послевоенных условиях, а также жесточайшей конкуренции с потенциальными противниками. Однако созданные этими проектами технологические и экономические заделы до сих пор составляют значительную часть опоры страны.
Развитие российской микроэлектроники по модели национального суперпроекта обеспечит для страны рост оборонного, экономического и технологического потенциалов на долгосрочный период. Важно, что стратегический потенциал результатов уже реализованных национальных суперпроектов в космической, атомной промышленности теперь также зависит от развития российской микроэлектроники. Это предопределило внимание и поддержку первых лиц государства в вопросах развития российской микроэлектроники. Важно, что эта поддержка ориентирована на стимулирование отрасли к укреплению позиций на новых рынках. Так, в дополнение к реализуемым мерам будут предприняты усилия для максимального включения отрасли в реализацию новых национальных проектов в качестве поставщика прорывных высокотехнологичных решений.
В текущих и прогнозируемых геополитических условиях развитие российской микроэлектронной промышленности находится под угрозой негативного воздействия с учетом:
усугубления санкционного режима, прежде всего в отношении высокотехнологичных отраслей. Ситуация усложняется подконтрольностью многих мировых производственных хабов микроэлектронной промышленности политике США;
разрыва технологического взаимодействия и ограничения доступа к ценной отраслевой информации;
кроме того, почти вековая валютная гегемония США эволюционировала в способность практически тотального контроля международных торговых операций.
Анализ стратегий ключевых игроков микроэлектроники показывает, что многовекторный экспоненциальный рост — суть стратегии микроэлектронной промышленности. Можно сформулировать «правила лидерства» микроэлектронной промышленности, которые в конечном счете ориентированы на развитие экосистемы:
альянсы, консорциумы на национальном и международном уровнях — обязательный фактор конкурентоспособности и освоения новых рубежей технологических процессов и сфер применения ЭКБ с новыми характеристиками;
диверсификация и воронкообразное втягивание в бизнес многопрофильных микроэлектронных гигантов компаний, способных привнести любой полезный вклад в развитие бизнеса;
постоянный поиск новых точек проникновения в жизнь общества через создание, а не ожидание появления новых рынков;
устремленность к глобальному доминированию, приоритет глобального лидерства как единственного способа обеспечения устойчивого получения действительно значительных дивидендов от деятельности компаний микроэлектронной промышленности;
консолидация капиталов в интересах создания холдингов, эквивалентных по мощности и стратегическому потенциалу масштабности своих конкурентов;
развитие микроэлектронной промышленности во всех странах-лидерах находится под самым пристальным вниманием государства и неизменно входит в топ-10 приоритетов национального научно-технологического и экономического развития.
Как показывает опыт лидеров мирового рынка микроэлектроники, на реально серьезные позиции могут рассчитывать только компании той страны, где микроэлектронная промышленность обладает:
способностью к самостоятельному развитию в интересах обеспечения конкурентоспособности. Фактор обеспечения — наличие собственных ключевых компетенций;
потенциалом к преобразованию в новые технологические мощности в интересах создания принципиально новых решений. Фактор обеспечения — наличие национальной экосистемы развития, интегрированной на правах полноправного участника с глобальной экосистемой;
национальным характером микроэлектронной промышленности в интересах внешней и внутренней суверенности создаваемых ею дивидендов. Фактор обеспечения — государственная собственность в отношении ключевых средств производства.
Для России поэтому возможен лишь один вариант — разработка собственного технологического процесса, который обеспечит следующие возможности:
право собственности на технологию;
безопасность с точки зрения санкций;
право на лицензирование или перепродажу третьей стороне;
компетенция и возможность развития;
получение новой, актуальной технологии;
обучение всего кадрового состава;
переход к разработке и внедрению собственных САПР, оборудования, материалов.
Инвестиции в микроэлектронную промышленность дают достойные дивиденды:
Одно рабочее место в микроэлектронной промышленности дает до восьми рабочих мест в смежных и других высокотехнологичных отраслях.
Конечный продукт дает прибыль, способную превысить изначальный вклад в среднем в 100 раз.
Успех на мировом рынке микроэлектроники будет выражаться в долгосрочных позициях на перспективных рынках XXI столетия.
Цифровая экономика, опирающаяся на импортные программно-аппаратные решения, — это троянский конь, которому будут открыты доступы во все ключевые сферы жизни общества. Но если развитие цифровой экономики будет дополнено развитием собственной микроэлектронной промышленности, синергетический эффект обеспечит ускорение и получение всех дивидендов цифровой экономики.
Поэтому одним из драйверов развития российской микроэлектроники в контексте создания комплексных продуктов является рынок информационных систем, телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления для критической информационной инфраструктуры. В соответствии с российским законодательством в перечень субъектов КИИ включены стратегические отрасли и корпорации России, в том числе: топливно-энергетический комплекс, атомная промышленность, оборонно-промышленный комплекс, горнодобывающая, химическая и металлургическая промышленность, транспорт, связь, ракетно-космическая промышленность.
Эти же отрасли и корпорации обозначили ориентир на цифровую трансформацию. Программы цифровизации тесно переплетены с программами импортозамещения, и этот тренд усиливается законодательными инновациями в сфере безопасности критической информационной инфраструктуры и режимом санкций. Однако необходимость развития международного технического сотрудничества и обеспечения экспортного потенциала IT-решений создает предпосылки для поиска путей кооперации с мировыми технологическими лидерами.
Таким образом, появился уникальный шанс для вовлечения крупных отраслевых заказчиков в развитие отечественных программно-аппаратных комплексов для информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления.
Резюмируем вышесказанное:
Развитие микроэлектронной промышленности — это залог суверенитета страны и экономического роста, повышения уровня жизни
Начинать необходимо с разработки собственного технологического процесса. Вслед за этим мы обеспечим себе потенциал собственных материалов, оборудования, САПР, воспроизводства кадрового потенциала.
Окупаемость инвестиций в развитие микроэлектронной промышленности обеспечивается ориентацией на разработку системных решений и сервисов, обладающих высоким экспортным потенциалом. Здесь особую роль должны сыграть
дизайн-центры. Поэтому развитие экосистемы дизайн-центров является задачей, равной по значимости разработке собственных технологических процессов.
4. Действовать мы дол ж ны комп лексно, быстро, четко.
И у страны такой опыт есть.
Микроэлектроника — локомотив опережающего развития российской промышленности
Microelectronics as a driver of advanced development of Russian industry
Шпак Василий Викторович
К. э. н.
АО «НИИМА «Прогресс»
125183, г. Москва, проезд Черепановых, 54
info@mri-progress.ru
Shpak Vasiliy V.
Ph.D in Economics
Microelectronics Research Institute PROGRESS JSC
(“PROGRESS MRI” JSC)
Cherepanovykh Lane, Moscow, , Russia
info@mri-progress.ru
В статье рассматриваются драйверы опережающего развития, формируемые микроэлектроникой как отраслью промышленности и технологической основой рынков и продуктов цифровой эпохи.
Ключевые слова: опережающее развитие; высокие технологии; суверенитет; стратегия; микроэлектроника; экосистема; перспективные рынки; цифровая экономика.
The article discusses drivers of advanced development, that are formed by microelectronics, as an industry and technological basis of markets and products of digital era.
Keywords: advanced development; high-tech technologies; sovereignty; strategy; microelectronics; ecosystem; promising markets; digital economy.
В перечне национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г. (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.) устанавливается ориентир на ускорение внедрения цифровых технологий за счет применения преимущественно отечественных разработок.
Системность решения поставленных задач по цифровизации достигается только за счет комплекса мер по развитию программного обеспечения и аппаратуры. Микроэлектроника в этом комплексе мер занимает особенно значимое место в силу предельно высокой интеллектуальной емкости и стоимости каждого усовершенствования.
Несмотря на многолетнюю паузу в активном развитии отечественной микроэлектроники, у России есть проверенный несомненный потенциал на внешнем и внутреннем рынках программно-аппаратных решений повышенной сложности для профессиональных и специальных пользователей. Возможность прорыва обеспечивается прежде всего способностью России решать такие сверхсложные задачи, как, например, индустриальный, космический, атомный и другие проекты страны. Ключевые элементы успеха такого типа проектов предполагают абсолютную мобилизацию и высший приоритет.
При этом любой из этих проектов был реализован в контексте сниженного экономического потенциала в послевоенных условиях, а также жесточайшей конкуренции с потенциальными противниками. Однако созданные этими проектами технологические и экономические заделы до сих пор составляют значительную часть опоры страны.
Развитие российской микроэлектроники по модели национального суперпроекта обеспечит для страны рост оборонного, экономического и технологического потенциалов на долгосрочный период. Важно, что стратегический потенциал результатов уже реализованных национальных суперпроектов в космической, атомной промышленности теперь также зависит от развития российской микроэлектроники. Это предопределило внимание и поддержку первых лиц государства в вопросах развития российской микроэлектроники. Важно, что эта поддержка ориентирована на стимулирование отрасли к укреплению позиций на новых рынках. Так, в дополнение к реализуемым мерам будут предприняты усилия для максимального включения отрасли в реализацию новых национальных проектов в качестве поставщика прорывных высокотехнологичных решений.
В текущих и прогнозируемых геополитических условиях развитие российской микроэлектронной промышленности находится под угрозой негативного воздействия с учетом:
усугубления санкционного режима, прежде всего в отношении высокотехнологичных отраслей. Ситуация усложняется подконтрольностью многих мировых производственных хабов микроэлектронной промышленности политике США;
разрыва технологического взаимодействия и ограничения доступа к ценной отраслевой информации;
кроме того, почти вековая валютная гегемония США эволюционировала в способность практически тотального контроля международных торговых операций.
Анализ стратегий ключевых игроков микроэлектроники показывает, что многовекторный экспоненциальный рост — суть стратегии микроэлектронной промышленности. Можно сформулировать «правила лидерства» микроэлектронной промышленности, которые в конечном счете ориентированы на развитие экосистемы:
альянсы, консорциумы на национальном и международном уровнях — обязательный фактор конкурентоспособности и освоения новых рубежей технологических процессов и сфер применения ЭКБ с новыми характеристиками;
диверсификация и воронкообразное втягивание в бизнес многопрофильных микроэлектронных гигантов компаний, способных привнести любой полезный вклад в развитие бизнеса;
постоянный поиск новых точек проникновения в жизнь общества через создание, а не ожидание появления новых рынков;
устремленность к глобальному доминированию, приоритет глобального лидерства как единственного способа обеспечения устойчивого получения действительно значительных дивидендов от деятельности компаний микроэлектронной промышленности;
консолидация капиталов в интересах создания холдингов, эквивалентных по мощности и стратегическому потенциалу масштабности своих конкурентов;
развитие микроэлектронной промышленности во всех странах-лидерах находится под самым пристальным вниманием государства и неизменно входит в топ-10 приоритетов национального научно-технологического и экономического развития.
Как показывает опыт лидеров мирового рынка микроэлектроники, на реально серьезные позиции могут рассчитывать только компании той страны, где микроэлектронная промышленность обладает:
способностью к самостоятельному развитию в интересах обеспечения конкурентоспособности. Фактор обеспечения — наличие собственных ключевых компетенций;
потенциалом к преобразованию в новые технологические мощности в интересах создания принципиально новых решений. Фактор обеспечения — наличие национальной экосистемы развития, интегрированной на правах полноправного участника с глобальной экосистемой;
национальным характером микроэлектронной промышленности в интересах внешней и внутренней суверенности создаваемых ею дивидендов. Фактор обеспечения — государственная собственность в отношении ключевых средств производства.
Для России поэтому возможен лишь один вариант — разработка собственного технологического процесса, который обеспечит следующие возможности:
право собственности на технологию;
безопасность с точки зрения санкций;
право на лицензирование или перепродажу третьей стороне;
компетенция и возможность развития;
получение новой, актуальной технологии;
обучение всего кадрового состава;
переход к разработке и внедрению собственных САПР, оборудования, материалов.
Инвестиции в микроэлектронную промышленность дают достойные дивиденды:
Одно рабочее место в микроэлектронной промышленности дает до восьми рабочих мест в смежных и других высокотехнологичных отраслях.
Конечный продукт дает прибыль, способную превысить изначальный вклад в среднем в 100 раз.
Успех на мировом рынке микроэлектроники будет выражаться в долгосрочных позициях на перспективных рынках XXI столетия.
Цифровая экономика, опирающаяся на импортные программно-аппаратные решения, — это троянский конь, которому будут открыты доступы во все ключевые сферы жизни общества. Но если развитие цифровой экономики будет дополнено развитием собственной микроэлектронной промышленности, синергетический эффект обеспечит ускорение и получение всех дивидендов цифровой экономики.
Поэтому одним из драйверов развития российской микроэлектроники в контексте создания комплексных продуктов является рынок информационных систем, телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления для критической информационной инфраструктуры. В соответствии с российским законодательством в перечень субъектов КИИ включены стратегические отрасли и корпорации России, в том числе: топливно-энергетический комплекс, атомная промышленность, оборонно-промышленный комплекс, горнодобывающая, химическая и металлургическая промышленность, транспорт, связь, ракетно-космическая промышленность.
Эти же отрасли и корпорации обозначили ориентир на цифровую трансформацию. Программы цифровизации тесно переплетены с программами импортозамещения, и этот тренд усиливается законодательными инновациями в сфере безопасности критической информационной инфраструктуры и режимом санкций. Однако необходимость развития международного технического сотрудничества и обеспечения экспортного потенциала IT-решений создает предпосылки для поиска путей кооперации с мировыми технологическими лидерами.
Таким образом, появился уникальный шанс для вовлечения крупных отраслевых заказчиков в развитие отечественных программно-аппаратных комплексов для информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления.
Резюмируем вышесказанное:
Развитие микроэлектронной промышленности — это залог суверенитета страны и экономического роста, повышения уровня жизни
Начинать необходимо с разработки собственного технологического процесса. Вслед за этим мы обеспечим себе потенциал собственных материалов, оборудования, САПР, воспроизводства кадрового потенциала.
Окупаемость инвестиций в развитие микроэлектронной промышленности обеспечивается ориентацией на разработку системных решений и сервисов, обладающих высоким экспортным потенциалом. Здесь особую роль должны сыграть
дизайн-центры. Поэтому развитие экосистемы дизайн-центров является задачей, равной по значимости разработке собственных технологических процессов.
4. Действовать мы дол ж ны комп лексно, быстро, четко.
И у страны такой опыт есть.
Отзывы читателей